Дембель на гражданке: длительный тест снегохода «Тайга Патруль 551 SWT»

11.02.2016

Дембель на гражданке: длительный тест снегохода «Тайга Патруль 551 SWT»

Компания «Русская механика» с прошлого года стала официальным поставщиком вооруженных сил РФ и разработала армейский снегоход АС-1. Однако гражданский аналог этой машины «Тайга Патруль 551 SWT» можно запросто купить в салоне. Kolesa.ru начинают длительный тест-драйв этой машины, ведь именно надежность и удобство эксплуатации, будь то оружие или техника – залог обороноспособности страны.

Мы можем по-разному относиться к увеличению военного бюджета страны, однако факт имеет место. И наряду с новейшими танками «Армата», БТР «Ракушка» и прочими комплектами «Ратник» на вооружение ВС РФ поступают и такие штуки, как снегоходы и квадроциклы. Тема эта довольно свежая, и смещение в сторону индивидуальных транспортных средств – реакция на изменение общей доктрины ведения боевых действий. Сейчас каждый боец – это самостоятельная боевая единица, и чем она мобильнее – тем эффективнее, особенно когда речь идет о дозоре, разведке, специальных операциях.

Пограничникам в северных условиях без снегохода никуда. Старое армейское правило запрещает использовать в войсках на постоянной основе технику зарубежного производства – ведь в случае конфликта канал поставки запчастей будет перекрыт. Поэтому в тендере на поставку снегоходов в ВС участвовали, в частности, ведущие российские производители снегоходов – «Русская Механика» и компания «Веломоторс». Первые выиграли конкурс в войсках, вторые – в МЧС. Так что спасатели у нас гоняют на «Стелсах», а военные – на «Русской механике».


IMG_2961.jpg


Положительное отличие порядков России от СССР заключается в том, что многое из того, что предназначено для армии, в принципе, можно купить любому гражданскому. БТР без пушки или карабин «Сайга» – лишь слегка доработанный АК. Со снегоходами история та же. Гражданский вариант AC-1, снегоход «Тайга Патруль 551 SWT», на мой взгляд, – одна из наиболее интересных моделей в линейке рыбинского завода. «Русская Механика» предоставила нам этот снегоход на всю зиму, так что будет отличная возможность испытать его в деле пристально и внимательно.

Глобальное потепление дает о себе знать, и уже который год подряд снегоходный сезон в средней полосе России начинается аккурат после Нового года. 2016-й не стал исключением, поэтому представить нашего героя получается только сейчас.


Внезапно рожденный


IMG_2981.jpg

История появления этой модели весьма интересна. В конце 90-х годов прошлого века руководство «Русской механики» вело переговоры с канадской фирмой BRP о начале совместного производства сноумобилей, однако дефолт 1998 года «спугнул» западных партнеров. «РМ» досталось в «наследство» лишь немного образцов техники BRP. Кто знает, не откажись тогда канадцы от сотрудничества, может быть, сейчас в Рыбинске работал бы дочерний завод BRP, но судьба распорядилась иначе, и русское предприятие продолжило свой путь.

Многие модели «РМ» построены на основе канадских разработок. Не стал исключением и «Тайга Патруль 551 SWT». В его основе – утилитарная платформа XU, на базе которой выпускаются снегоходы BRP. Хотя, конечно, кроме схожей геометрии рамы у «Патруля» с прародителем не осталось ничего общего.

Однако на этом история не заканчивается. Сперва свет увидела модель «Патруль 550», оборудованная базовым двигателем «Русской Механики», 550-кубовым двухцилиндровым двухтактником воздушного охлаждения, который развивает 55 л.с. Позже на этой же «телеге» был построен аппарат «Барс 850» с четырехтактным V-образным двигателем мощностью 80 л.с. Однако, как и все четырехтактные машины, «Барс» вышел довольно тяжелым, что делает его не очень пригодным для работы в рыхлом пухляке, да и требования к обслуживанию и ремонту 4Т мотора более высокие.

«Патруль 551» же появился почти внезапно, когда один из испытателей завода «воткнул» в ходовую «Патруля» двигатель с жидкостным охлаждением от модели «Атака 551». Вышло неожиданно здорово. Снегоход получился заметно легче, чем четырехтактный «брат», и не особенно тяжелее и технически сложнее, чем «воздушный» двухтактник «Патруль 550», зато заметно мощнее.


IMG_2915.jpg


Именно эта «случайная» машина и пошла в серию под названием «Тайга Патруль 551 SWT» и в дальнейшем получила спецверсии «Силовые структуры» и «АС-1» для спасателей, полиции и военных. Кстати, Министерство обороны РФ пригласило Kolesa.ru на тест своего AC-1, так что мы обязательно сравним гражданского и военного «близнецов».

Первое знакомство

«Патруль» относится к одному из довольно нераспространенных типов снегоходов – SWT или super wide track. Ширина гусеницы составляет 600 мм. Машин с такой «гусянкой» в мире – по пальцам пересчитать. Длина полотна – 3 937 мм или 155 дюймов. Высота зацепа – стандартные для «утилей» 22 мм. Подвеска гусеницы – склизовая, так что гонять по тундре, как на «Буране», где гусеница катится по роликам, не выйдет. Но зато чем меньше деталей, тем проще и надежнее конструкция. А это плюс. За демпфирование отвечают два газо-масляных амортизатора с регулировкой преднатяга пружины заднего амортизатора. Ход задней подвески составляет 190 мм.


IMG_2789.jpg


Лыжи, традиционно же для утилитарников, установлены на телескопических стойках, в которых тоже упрятаны газо-масляные амортизаторы. Ход передней подвески составляет 150 мм. Регулировок не предусмотрено, зато толстым трубам стоек не страшны встречи с камнями и пнями под снегом.


IMG_2883.jpg


Самое интересное – под капотом. Силовой агрегат вполне современный: здесь, например, жидкостное охлаждение, которое и позволило поднять мощность на 15% (с 55 до 65 л.с.) относительно воздушного мотора того же объема. Присутствует раздельная система смазки, избавляющая от необходимости мешать двухтактную смесь в канистре перед каждой заправкой. Есть и электрозапуск. За воспламенение смеси отвечает бесконтактное электронное зажигание, не требующее обслуживания. В общем, все вполне современно, разве что за смесеобразование отвечают два карбюратора Mikuni, а не система впрыска. Однако не буду считать это анахронизмом: западные производители также не спешат устанавливать инжекторы на «полулитровые» двухтактные утилитарники – слишком дорого.




В нашем случае двухкарбюраторная система питания – это заметный прирост мощности во всем диапазоне оборотов при небольшом увеличении расхода топлива и далекая перспектива хлопот по синхронизации карбов. Но это – в необозримом будущем.

IMG_2927.jpg

Все, кто видит снегоход в первый раз, обязательно говорят «какой здоровый». Да, айсбергоподобный дизайн присутствует. Снегоход похож на груду снега, которую только что сгреб грейдер. Широкое основание и постепенно заостряющаяся кверху глыба капота не оставляют шансов на изящество, а белый колер добавляет «ледовитости» в облик машины. Широченный тоннель, призванный накрыть собой шестисотмиллиметровую гусеницу, позволил разместить на себе сиденье поистине королевского размера. Диван «Патруля» очень широкий и мягкий. В принципе, можно поместиться даже втроем, пусть и без особого комфорта. Двое же взрослых людей в объемной экипировке размещаются на снегоходе вольготно.



IMG_2780.jpg

Многие модели «Русской механики», начиная с дедушки-«Бурана» и заканчивая более современными моделями, грешат очень низким расположением сиденья и руля. Усаживаешься почти на корточках, а руль расположен в районе живота. Здесь эту проблему решили кардинальным образом – сидишь высоко, да и руль расположен на достаточной высоте, чтобы можно было, не сгибаясь в три погибели, рулить стоя или с колена. Услышали заводчане мольбы многих клиентов!

IMG_2975.jpg


Словом, посадка, причем как пилота, так и пассажира, более чем комфортная. Долгая дорога не будет в тягость. Разве что заднему седоку не хватает мягких поручней – держаться за голое железо, даже в рукавицах, некомфортно, через пять минут руки замерзают даже в самых толстых варежках. Но, думаю, эту проблему мы решим нехитрым тюнингом.



Есть вопрос и к подножкам: для водителя и пассажира сделаны упоры для ног, но вот кромка подножек выполнена из стальной трубы. Она скользкая и совсем не держит ногу. Если подножки засыпаны снегом, можно запросто поскользнуться, привставая с сиденья. О, сколько мы твердили миру, вернее, заводскому руководству, что зубчатая гребенка должна быть на каждом снегоходе – нас не услышали. Хотя в списке дополнительных аксессуаров этот нехитрый элемент есть. Мы его купим и обязательно «затюним» подножки, чтобы можно было не бояться за скользкий «пол».



Первые выезды

Снегоход приехал к нам в состоянии «из коробки» – ему провели предпродажную подготовку и этим ограничились. Пробег на одометре – 4 километра, сиденье в полиэтилене, так что, можно сказать, расчехлили его мы сами. Движок запустился почти мгновенно, несмотря на 15-градусный мороз. Пара минут «на подсосе», и он прогрелся для работы на холостых. У воздушного мотора этого приходилось ждать заметно дольше, постоянно подгазовывая, иначе он глох. Все же жидкостное охлаждение – полезное изобретение.



IMG_2866.jpg

Два карбюратора исправно «кормят» цилиндры смесью, мгновенно откликаясь на «газ», а вот «умное» зажигание знает, что новый мотор нельзя нагружать, и не позволяет ему выходить на полную мощность. Сложно сказать, как это реализовано, но скорее всего, в память блока управления двигателем вшит таймер, который «раздушит» мотор по прошествии определенного времени его работы. Причем будет делать это постепенно, повышая максимально допустимую скорость. Сейчас же снегоход не разгоняется быстрее 50 км/ч. Но мы уже общались с рыбинской техникой и знаем, что мотор «раскачается» к третьей сотне километров пробега.

IMG_2901.jpg

IMG_2920.jpg

Водяное охлаждение двигателя играет и еще одну приятную роль – глушителя шума. «Водяной» мотор работает заметно тише своего воздушного собрата. Конечно, разговаривать тихим голосом на ходу не получится, но через час езды из ушей точно не пойдет кровь, а ночью не будет мерещиться вой двухтактника. Мелочь, но очень важная.

При том, что «максималка» нам пока не доступна, динамика разгона у снегохода весьма полноценная – он бодро берет с места и набирает максимально доступные полсотни в час. Мне доводилось ездить на «Барсе» – четырехтактном варианте этой машины, и должен сказать, что разница в массе в скромные 15 кг делает повадку совсем иной. Нет чувства того, что «морда» перегружена. Снегоход ощущается сбалансированным и вполне послушным.


IMG_2904.jpgВ базовой комплектации на лыжах установлены расширители, призванные облегчить движение по глубокому снегу. В наших краях, правда, редко бывает действительно настолько много снега, а вот управляемость эти «лапти» ухудшают. Однако даже с ними снегоход слушается руля заметно охотнее и острее, чем тот же «Барс» или конкурент – «Стелс Росомаха». Расширители в ближайшее время отправятся на полку, и управляемость «Патруля» должна еще улучшиться.

В предвкушении дальних путешествий…


IMG_2878.jpg

Первые полсотни километров показали, что машина, пусть и выглядящая весьма тяжеловесно, ведет себя как средний утилитарник. Конечно, до юркости спортов ему далеко, но прямым конкурентам с 600-миллиметровой гусеницей ему есть что сказать, и не факт, что у тех найдется, что ответить.

Первое знакомство дало понять, что по своим техническим признакам, уровню комфорта, оснащенности и комплектации снегоход можно ставить в один ряд с «утилями» не только отечественными, но и зарубежными. Есть только одно дополнительное обстоятельство: главное, что всегда отличало «нашемарки» – это низкая цена при столь же невысоком качестве. Этот длительный тест покажет, сможет ли «Русская механика» ответить западным конкурентам.



Возврат к списку